» » О франчайзинге простыми словами

О франчайзинге простыми словами

Франчайзинг, в российском законодательстве называемый коммерческой концессией, это очень удобный способ для начала собственного бизнеса.
 
Если определять, что такое франчайзинг простыми словами, то это открытие собственного бизнеса, но под хорошо известным брендом. 
 
В настоящей статье мы рассмотрим основные особенности, достоинства и недостатки этого вида деятельности.

Что такое франчайзинг простыми словами

Определение терминов франчайзинга

 
Франшиза — другое название франчайзинга. Например, можно сказать «купить франшизу» или «заключить договор франчайзинга». 
 
Паушальный взнос — это цена франшизы. Вы платите владельцу франшизы за право использовать его товарную марку, 
 
Роялти — это регулярный (как правило, ежемесячный) платеж владельцу франшизы. Роялти может быть фиксированным, а может выражаться в процентах от дохода, получаемого в результате использования франшизы. Фиксированная ставка чаще применяется при франшизе магазинов, а процентная – в кафе и ресторанах

Сфера применения договоров франчайзинга

 
Львиная доля, заключаемых франчайзинговых договоров (около 70%) приходится на розничную торговлю. Следом за магазинами, с огромным отставанием, разумеется, идет сфера общепита, хотя причислять к «общепиту» итальянские и французские рестораны будет достаточно смело.
 
Нельзя сказать, что магазин и кафе или ресторан это все, что можно открыть по франшизе, но на других рынках франчайзинг используется очень слабо.
 

Финансовые «подробности» договоров франшизы

 
Как и любой другой договор между двумя субъектами предпринимательской деятельности, договор франчайзинга может иметь различную «внешнюю интерпретацию». К примеру, может звучать «заверение», что франшиза предоставляется без паушального взноса. Звучит красиво, но нереально. В таких случаях, как правило, договор предусматривает жесткое регулирование ценовой и маркетинговой политики покупателя франшизы со стороны франчайзера. В подавляющем большинстве случаев подобное «регулирование» заключается в том, что покупатель франшизы обязуется закупать сырье и товары у франчайзера или у предложенных тем поставщиков. 
Точно так же (или примерно так же) работают договора франчайзинга, в которых нет роялти. 

Основная схема франчайзинга

 
Как известно «Согласие является продуктом непротивление сторон». Договора франшизы не являются исключением. Стороны такого договора не ограничиваются какими либо нормативными актами, таковых попросту не существует.
 

Преимущества франчайзинга

 
Преимущества очевидны. Каждый, кто хоть однажды открывал «с ноля» собственное дела, прекрасно представляет себе все сложности начального этапа. Сразу оговорюсь, речь идет не о сложностях, связанных с «административной» стороной открытия бизнеса. Здесь под сложностями поминаются, в первую очередь, «муки творчества», к числу которых, даже при наличии хорошо продуманного бизнес-плана, относятся:
 
  • Поиск помещения;
  • Поиск дизайнеров и строителей для ремонта помещения и выработки какого-то изысканного интерьера и «экстерьера»;
  • Поиск оборудования и мебели;
  • Разработку ассортимента товаров и предварительный поиск потенциальных поставщиков…
  • Список можно продолжать долго. 
 
Франчайзинг позволяет решить большую часть этих проблем и, что очень важно, тех проблем, которые могли даже не прийти в голову начинающему предприниматель. Как правило, договор франшизы предусматривает обязанность франчайзера, владельца франшизы, оказывать покупателю франшизы всесторонне содействие. Минимум, на что можно рассчитывать так это то, что он найдет помещение и выполнит наружный и внутренний ремонт в четком соответствии со своим корпоративными, руководствуясь принятыми им стандартами. 
 
Поможет франчайзер и с подбором ассортимента, скорее всего он будет стараться убедить Вас работать на его ассортименте, так это, по его мнению, соответствует, упоминаемым ранее, внутренним стандартам. Вы имеете полное право на помощь франчайзера в разработке ценовой и маркетинговой политике. Одним словом, надежнее партнера и помощника, чем франчайзер, Вам не найти.
 
Единственное, что «немного омрачает идиллическую картину, так это то, что платить за все это придется Вам.
 
Собственно говоря, договор франчайзинга позволяет наладить собственный бизнес на «чужих рельсах». Причем на хорошо проверенных «рельсах». Народная мудрость гласит «Умный человек учится на чужих ошибках, а глупый на своих». Так вот франчайзинг позволяет избежать большого количества неизбежных собственных ошибок на начальном этапе развития бизнеса.
 

Недостатки франшизы

 
Главным недостатком франшизы является ее стоимость. Как правило, это очень значительная сумма. Мы не говорим о франшизах транснациональных корпораций типа Макдональдса. Стоимость договора франчайзинга с европейской компанией «средней руки» потребует средств практически сопоставимых с начальными расходами по организации собственного бизнеса. 
 
Подразумевается, что франшиза позволяет значительно снизить коммерческие риски, но гарантии то никто не дает. А утверждать, что торговая марка, отлично зарекомендовавшая себя в Европе, также успешно будет продаваться в России, сложно. 

Статистика франчайзинга в мире


 

Франчайзинг в России

 
Отношение к франчайзингу, как в нашей стране, так и за ее пределами, противоречивое. Существует немало своеобразных толкований франчайзинга, которые сильно искажают реальную картину.
 
Остановимся на самом распространенном заблуждении. Речь идет об отождествлении предпринимателя, создающего свой бизнес, используя договор франшизы и наемного сотрудника франчайзера. Как бы смешно это не звучало, но такая точка зрения достаточно часто озвучивают даже достаточно авторитетные информационные ресурсы.
 
Ошибочность этого суждения очевидна. Франшиза это всего лишь инструмент развития бизнеса. Можно, хоть и несколько не корректно, назвать ее привлеченной инвестицией, на которую начисляются инвестору (франчайзеру) дивиденды (роялти).
 
Если Вы располагаете достаточным объемом свободных средств, то франшиза это отличный способ открыть собственное дело с минимальными рисками.
1943
  

Комментарии -
0

Реклама